Программа РЭМП
ПРОГРАММА
«Развитие познавательных способностей детей посредством
дидактической игры от 3-х лет до 7-ми лет».
Пояснительная записка
Дошкольное детство является оптимальным периодом, в котором создаются особо благоприятные условия для развития познавательных способностей, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют большое значение для всей последующей жизни человека. На окружающих ребенка возлагается большая ответственность за развитие имеющихся задатков, превращение их в способность.
Настоящая программа посвящена проблеме формирования у дошкольников познавательных способностей с помощью системы дидактических игр и упражнений для развития детей дошкольного возраста. Она разработано, как локальный компонент образовательной программы групп общеразвивающей направленности от 3-х до 4-х лет, от 4-х до 5-ти лет, от 5-ти до 6-ти лет и от 6-ти до 7-ми лет. Программа разработана на основе практической деятельности воспитателя по направлению развития познавательных способностей посредством дидактических игр и призвана реализовывать важнейшую задачу воспитания – развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного, среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста.
Проблема познавательных способностей в психологии и педагогики имеет длинную историю (с середины 19 века в работах Г.Фехнера, Г.Гельмгольца, Ф.Гальтона; в отечественной Б.М.Теплова, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера и т.д. В педагогике К.Д.Ушинского, А.П.Усовой, В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой и т.д.), однако до сих пор проблема является дискуссионной.
Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека, способность выступает как некоторая возможность, зависящая от различных условий:
- будут ли окружающие заинтересованы в том, чтобы ребенок овладел этими знаниями и умениями;
- как его будут обучать;
- как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.
Отсюда следует, что для развития познавательных способностей важны не столько знания и навыки (каковы бы они не были), сколько то, каким образом они усваиваются. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности, следовательно, только правильно организованная деятельность ребенка, может выявить, а затем и развить его способности.
Такой деятельностью является игра. Игра удовлетворяет детскую любознательность, помогает вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Учиться играя! Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Увлекательные дидактические игры предлагают умственные задачи в занимательной, игровой форме, что способствует усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Актуальность
Сейчас дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать поручения в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Концептуальная идея программы: развитие познавательных способностей через игру.
Цели программы:
- развитие познавательных способностей ребёнка:
- стимулирование раскрытия потенциала каждого ребёнка;
- расширение границ восприятия мира;
- реализация способностей в реальной жизни.
Данные цели реализуются через следующие задачи:
1. Развитие познавательных процессов, которые лежат в основе познавательных способностей (восприятие, мышление, память, внимание и воображение).
2. Развитие действий, которые лежат в основе познавательных процессов:
-восприятие: действие идентификации, отнесение к эталону, перцептивного моделирования;
-мышление: действие замещения, обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза, действия наглядного моделирования;
-воображение: действия «опредмечивания», символизации, замещения, детализации, совершенствования образно-символических средств.
3. Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса.
4. Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
5. Повышение уверенности в себе и своих действиях.
Принципы построения программы:
1. Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности.
2. Принцип самоценности дошкольного возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
3. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно - ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.
5. Принцип поддержки инициативы детей. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
6. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство отобранных игр и упражнений имеет комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям развития достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды деятельности и способности ребенка.
Формы работы:
индивидуальные игры
групповые игры
использование игр на занятии
использование игр вне занятий
Категория и возраст обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет, воспитанников групп общеразвивающей направленности.
Система дидактических игр и упражнений, направленная на развитие
познавательных способностей детей.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. В период дошкольного детства, такой деятельностью является игра. Дидактическая игра, как метод обучения, позволяет детям легко усвоить и закрепить знания, овладеть способами познавательной деятельности.
Как известно, хаотичное использование дидактических игр не даст ожидаемого результата в развитии. Следовательно, их необходимо привести в систему. Система дидактических игр разрабатывалась исходя из следующих требований к ним:
-уровень познавательных процессов детей (восприятие, мышление, память, внимание и воображение);
-развитие познавательных процессов в дидактической игре;
-знания и навыки детей;
-наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление трудностей;
-последовательное усложнение заданий;
-учет действия, лежащего в основе развития познавательного процесса.
Использование системы дидактических игр осуществлялось как на занятиях, так и вне занятий. При проведении дидактической игры учитывать необходимо следующее:
-интерес детей к игре, для этого использовала загадки, сюрпризные моменты и напоминания об игре, в которую дети охотно играли ранее; -проговаривание задачи ребенком, что ведет к пониманию и принятию задачи, успешному ее выполнению;
-индивидуальный подход. С детьми, которые не могут решить задачу или действуют путем отгадывания, следует выполнять сначала задание на практическом уровне.
Опыт работы показал, что выполнение детьми поставленной задачи в игре, при учете перечисленного ведет к успешному выполнению. А так же к лучшему усвоению нового материала и закреплению имеющихся знаний и навыков.
Специально подобранные игры в совместной образовательной деятельности дают возможность воспитателю раскрепостить ребенка, научить дошкольника справляться со своими страхами, неуверенностью, реализовывать потребность высказывать своё мнение.
Форма участия других лиц в реализации программы.
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, выставку методической литературы, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий.
Планируемые результаты освоения программы.
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, восприятия, воображения, внимания, памяти, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений.
Развитие восприятии: Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Развитие навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Умеет разделять сложную фигуру на несколько более простых Развитие действий: действие идентификации, развитие действия соотнесения с эталоном и развитие действия перцептивного моделирования.
Развитие памяти: Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Развитие точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания: Развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления: Развитие умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Дети умеют высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Умеет объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Устанавливает родо - видовые отношения между понятиями. Устанавливает сериационные отношения между понятиями (использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями). Развитие действий: действие замещения, обобщения, действие классификации, сравнения, анализ и синтез, развитие действия с моделями.
Развитие воображения: Дорисовывает начатое изображение, дополнив его деталями. Создаёт словесные сюжеты по аналогии. Самостоятельно сочиняет небольшую сказку или история на заданную тему. Моделирование в игре впечатлений из разных источников: текущие события, прежние впечатления, разговор окружающих, книги и телепередачи. Развитие действий: действие «опредмечивания», символизации, замещения, детализации, совершенствования образно – символических средств.
Развитие речи: Умеет описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. Умеет составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.
Способы определения результативности программы.
Мониторинг развития познавательных способностей с использованием дидактических игр проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком учебной программы дополнительного образования по развитию познавательных способностей.
Целью исследования познавательных способностей у детей дошкольного возраста является проведение диагностики для выявления уровня развития познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание и воображение) на данном возрастном этапе. Для изучения динамики развития у детей познавательных способностей проводились диагностические обследования с использованием различных диагностических методик, разработанных такими педагогами и психологами, как А.Л.Венгер, Т.В.Лаврентьева, Р.С.Немов, Е.Л.Полоцкая, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, Р.И.Бардина.
Мониторинг познавательных способностей детей от 3-х лет до 4-х лет:
Использованы следующие диагностические методики:
- «Цвет», «Построим домики для фигур», «Магазин» (автор А.Л.Венгер) –восприятие;
- «Замещение персонажей сказки» (автор А.Л.Венгер) – мышление;
- «Схематизация» (автор Т.В.Лаврентьева) – мышление;
- «Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение.
Мониторинг познавательных способностей детей от 4-х лет до 5-ти лет:
Использованы следующие диагностические методики:
- «Рыбка» (автор В.В.Холмовская) – наглядно – образное мышление;
- «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко) – воображение;
- «Эталоны» (автор О.М.Дьяченко) – восприятие;
- «10 слов» (автор А,Р,Лурия) - слуховая память;
- «Зрительная память» (автор Д.Векслер) – зрительная память;
- «Найди и вычеркни» (автор Р.С.Немов) – внимание.
Мониторинг познавательных способностей детей от 5-х лет до 6-х лет:
Использованы следующие методики:
- «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор Р,С,Немов) - восприятие
- «Свободная классификация» - мышление;
- «Самое непохожее» (автор Л,А,Венгер) – мышление;
- «Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение;
- «Образная память» – память;
- «Найди отличия» - внимание.
Мониторинг познавательных способностей детей от 6-ти лет до 7-ми лет:
Использованы следующие методики: - «Эталоны» (автор О,М,Дьяченко) – восприятие;
- «Перцептивное моделирование» (автор В,В,Холмовская) – восприятие;
- «Схематизация» (автор Р,И,Бардина) – мышление;
- «Систематизация» (автор Н,Б,Венгер) – мышление;
- «Придумай рассказ» (автор Р,С,Немов) - воображение;
- «Опосредованное запоминание» (автор А,Н,Леонтьев) – память;
- «Методика использования фигурных таблиц» - внимание.
Условия реализации программы.
Для занятия требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Содержание программы.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Игра удовлетворяет детскую любознательность, помогает вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами явлениями. Учиться играя. Эта идея увлекала многих педагогов. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Она используется на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
В систему дидактических игр и упражнений направленная на развитие познавательных способностей детей входят игры, направленные на формирование действий, которые лежат в основе развития познавательных процессов:
-действие идентификации, отнесение к эталону, перцептивного моделирования (восприятие);
-действие замещения, обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза; действия наглядного моделирования (мышление)
-действия «опредмечивания», символизации, замещение, детализация, совершенствование образно-символических средств (воображение).
Возраст Цель |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Восприятие |
||||
Развитие действия идентификации. |
«Принеси и покажи». «Образцы». «Отгадай что в мешочке». «Живое домино». «Больше-меньше». «Где твой дом?». «Чей коврик лучше?». |
«Подбери по форме». «Чудесный мешочек». «Цвета и краски». «Весёлые картинки». «Почини ковёр». «Найди такой же». |
«Разные дома». «Какие предметы спрятаны в рисунках». «Найди различия». «Найди предметы». |
«Нарисуй с помощью фигур». «Признаки». «Посуда разбилась». «Найди и раскрась». «Найди такой же». «Найди ошибку». |
|
|
«Найди два одинаковых предмета». «Какие предметы спрятаны в рисунках?». «Найди вторую половину». (упражняя.) |
«Незаконченные рисунки». «Найди спрятанных зверей». «Найди двух одинаковых». |
«Сравни предметы». «Выложи фигуры». |
Развитие действия соотнесения с эталоном. |
«Лети голубок». «Как настоящие строители». «Поехали коробочки». «Ищи свой дом». «Что понравилось возьми, принеси и назови». «Разноцветные кружки» (п/и). «Подбери к своему жетону». «Украсим ёлочку». Лото «Цвета и краски». |
«Магазин». «Признаки». «Что может быть круглым?». «Что это такое?». «Какой это предмет?». «Геометрическое лото». «Загадки и отгадки». «Раздели по признакам». «Сложи из геометрических фигур предметы». |
«Цвета». «Положи в корзину». «Из каких фигур составлен рисунок?». «Найди предмет одной формы». «Найди предмет одного цвета». «Помоги найти тень». «Кто наблюдательней?». |
«Подбери деталь». «Геометрическое лото». «Расскажи о....». «Найди предмет на звук». «Найди все зонтики». |
Развитие действия перцептивного моделирования. |
Упр. «Злой волшебник». «Выбери нужные фигуры». «Сложи картинку». «Предмет из фигурок». «Сложи фигуры». |
«Сделай так же». «Из каких фигур составлено?». «Сделай заплатку». «Подбери недостающие части».
|
«Кто чем занимается?». «Найди ошибки». «Сравни предметы». «Подбери недостающие части». |
«Дорисуй узоры» «Делим на части». «Из каких фигур может состоять предмет». «Конструктор». «Найди и покажи». «Из каких фигур можно составить квадрат, треугольник…». |
Мышление |
||||
Развитие действия замещения. |
«Придумай сам». «Чем это может быть?». «Кукла Маша купила мебель». «Посади огород». «Сложи узор». «Волшебные дорожки» |
«Цветные картинки». «Придумай сам». «Зверюшки на дорожках». «Загадки и отгадки». «Где мишка?». «Три медведя». |
«Разноцветные цепочки». «Мы шофёры». «Сочиняем сказку». |
«Кто сегодня именинник?». «Отгадай фигуру». «Звезды на небе». |
Развитие действия обобщения. |
«Назови одним словом». «Четвёртый лишний». «Лото». «Где что лежит?». «Где живёт животное?». «Признаки». |
«Чем похожи?». «Найди пару». «Каким признаком объединены». «Назови одним словом». |
«Найди сходство». «Цепочка слов». «Общий признак». «Почему они вместе?». «Назови, одним словом». «Что общего?». |
«Подбери слово». «Объясни, зачем?». «Объедини вместе». «Лишняя фигура». «Лишнее слово». «Все чем - то похожи». |
Развитие действия классификации. |
«Чья мама?». «Чьё место?». «Рассели животных». «Кто где живёт?». «Что лишнее?». «Магазин». «Назови одним словом,». «Волшебный альбом». |
«Разложи предметы». «Угадай, что мы загадали?». «Почему они вместе?». «Что кому нужно?». «Универсальное лото». «Назови одним словом». |
«Отвечай поскорее». «Что кому нужно?». «Где лежат фигуры?». «Вершки - корешки». «Назови три предмета». «Звери, птицы, рыбы». «Кто больше назовёт». |
«Сложи предметы вместе». «Дома зверей». «Что из чего сделано?». «Лишняя птица» «Разложи картинки». |
Развитие действия сравнения. |
«Парные картинки». «Сравни предметы». «Справа как слева?». «Найди пару». |
«Что общего и чем отличаются?». «Какое слово отличается от других?». «Разные». |
«Похож - не похож». «Сравни картинки». «Найди ошибку». «Разные дома». «Найди отличия». «Сравни предметы». |
«Сравни в уме». «Лишний предмет». «Похож - не похож». «В чём отличия?». «Сравни и запомни». «Угадай предмет». |
Анализ и синтез. |
«Найди ошибки». «Контрасты». «Что сначала, а что потом? «Раньше - позже». «Что подойдёт». «Часть и целое». |
«Кому что подойдёт». «Что дальше?». «Варим борщ». «Закончи предложение». «Что сначала, что потом?». |
«Сложи предмет фигурами». «Дострой». «Объясни, зачем?» «Подбери слово». «Наоборот». «Что получится?». |
«Что делают?». «Конструктор». «Найди и покажи». «Кто кем был?». «Разложи в ряд». «Сравни и заполни». «Слова перевертыши». |
Развитие действия с моделями. |
«Сделай так». «Собери пирамидку». «Собери бусы». «Найди дорогу». «Составь узор». «Нарисуй картинку геометрическими фигурами». «Нарисуй картинку палочками». |
«Замри». «Кукла Маша купила мебель». «Куда спрятался жучок?». На что это похоже?». «Сказка, рассказанная фигурами». «Волшебные картинки». |
«Мы шофёры». «Пирамидки». «Звёзды на небе». «Стройка». «Как пройти зайке?». «Секреты». «Найди игрушку». «Сочиняем истории». «Замени предметы». |
«Кто сегодня именинник?». «Магазин одежды». «Мяч в корзину» «Водители». «Разные сказки». «Чудесные превращения». «Волшебный коврик". |
Память. |
«Сказки». «Что достать тебе дружок?». «Кто здесь прячется?». «Мамины помощники». «Запомни картинки». «Чего не хватает?». |
«Узнай предмет» «Делай, как я». «Чудесные слова». «Запомни картинки». «Что там, а что здесь?». «Повтори слова» «Какие картинки?». «Волшебный мешок». |
«10 слов». «Добавь слово». «Нарисуй по памяти картинку». «Расставь точки». «Выполни движения». «Пары слов». «Что у кого было?» «Вспомни картинку». |
«Узнай предмет» «Повтори слова» «Запомни последователь- ность». «Откуда отрывок?». «Запомни картинку и назови предметы на ней». «Нарисуй по памяти». |
Внимание. |
«Внимание». «Вертолёты». «Найди одинаковые предметы». «Найди отличия» «Не зевай». «Будь внимателен». |
«Найди одинаковые предметы». «Найди игрушку». «Что изменилось?». «Найди отличия» «Какого предмета не хватает?». «Не пропусти». |
«Что изменилось?» «Найди отличия». «Найди предмет, не похожий на другие». «Лабиринт». «Самый наблюдательный». «Животные». |
«Живая - неживая природа». «Исправь ошибки». «Что мы слышим». «Буквы». «Зеркало». «Соблюдай правила». «Не зевай». |
Воображение. |
||||
Развитие действия «опредмеч ивания», символизации, замещения детализации. |
«Что это такое?». «Дети на прогулке». «Какое животное?». «Камушки на берегу». «Какая игрушка?» «На что это похоже». «Незаконченные рисунки». «Волшебные фигуры». «Ожившие игрушки». «Где мы побывали, что мы повидали?». |
«Чернильные пятна». «Чем похожи?» «Превращалки». «Сочинялки». «Твоё имя похоже на…». «Оживи картинку». «Составим рассказ». «Чем это может быть?». «Истории из мешка».
|
«Угадай кто я?». «Продолжи рисунок». «Придумай игру». «Придумай рассказ». «Укрась слово». «Использование предметов». «Представь будто...». «Составь предложение». «Составь загадку». |
«Следы». «Художники». «Сказки». «Новое применение». «Новый календарь». «Аппликации». «Письмо». «Школа». «Незаконченная картина». |
Совершенст- вования образно – символических средств. |
|
«Незаконченные картинки». «Каждый добавит по предложению». |
«Составь предметы из фигур». «Придумай слова». |
«Сочиняйте истории». «Новые предметы». «Чудесные превращения». «Что было бы, если…». |
Перспективное планирование использования дидактических игр для развития
познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности
от 3-х лет до 4-х лет.
Месяц |
Восприятие |
Мышление |
Воображение |
Память |
Внимание |
Сентябрь |
«Отгадай что в мешочке». «Лети голубок». |
«Чем это может быть?». «Какого цвета?». |
«Дети на прогулке». |
«Кто здесь прячется?». |
«Найди одинаковые предметы». |
Октябрь |
«Принеси и покажи». «Подбери к своему цвету». |
«Придумай сам». «Составь узор». |
«Что это такое?». |
«Чего не хватает?». |
«Не зевай!». |
Ноябрь |
«Живое домино». «Найди такой же». |
«Собери бусы». «Не законченные картинки». |
«Какое животное?». |
«Сказки». |
«Внимание!». |
Декабрь |
«Образцы». «Украсим ёлочку». |
«Сделай так». «Найди ошибки». |
«Камушки на берегу». |
«Мамины помощники». |
«Найди отличия». |
Январь |
«Больше - меньше». «Ищи свой дом». |
«Посади огород». «Нарисуй картинку фигур». |
«Какая игрушка?». |
«Что достать тебе дружок?». |
«Будь внимателен!». |
Февраль |
«Где твой дом?». «Сложи фигуры». |
«Найди дорогу». «Контрасты». |
«На что это похоже?». |
«Запомни картинки». |
«Вертолёты». |
Март |
«Разноцветные ленточки». «Что понравилось возьми, принеси и назови». |
«Нарисуй картинку палочками». «Что сначала, а что потом?». |
«Волшебные фигуры». |
«Волшебный мешок». |
«Что это?». |
Апрель |
«Цветное лото». «Выбери нужные фигуры». |
«Что подойдёт?». «Какой?». |
«Ожившие картинки». |
«Повтори движения». |
«Что появилось?». |
Май |
«Цвета и краски». «Сравни предмет». |
«Часть и целое». «Так бывает или нет?». |
«Сочиним историю».
|
«Поставь на свои места».
|
«Найди Отличия». |
Перспективное планирование использование дидактических игр для развития
познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности
от 4-х лет до 5-ти лет.
Месяц |
Восприятие |
Мышление |
Воображение |
Память |
Внимание |
Сентябрь |
«Подбери по форме». «Чудесный мешочек». |
«Цветные картинки». «Придумай сам». |
«Замри». «Чернильные пятна». |
«Узнай предмет». |
«Найди одинаковые предметы». |
Октябрь |
«Цвета и краски» «Весёлые картинки». |
«Зверюшки на дорожках». «Загадки и отгадки». |
«Чем похожи?». «Превращалки». |
|
«Найди игрушку». |
Ноябрь |
«Почини ковёр». «Найди такой же». |
«Чем похожи?». «Найди пару». |
«Сочинялки». «Твоё имя похоже на». |
«Делай, как я». |
|
Декабрь |
«Магазин». «Признаки». |
«Разложи предметы». «Угадай, что мы загадали?». «Кукла Маша купила мебель». |
«Оживи картинку».
|
«Волшебный мешок».
|
«Что изменилось?». |
Январь |
«Что может быть круглым?». «Что это такое?» |
«Где мишка?» «Три медведя». |
«Составим рассказ».
|
«Чудесные слова». |
|
Февраль |
«Найди такой же». «Найди два одинаковых предмета». |
«Каким признаком объединены». «Назови одним словом». «На что это похоже?». |
«Чем это может быть?». «Незаконченные картинки». |
«Что там, а что здесь?».
|
«Найди отличия». |
Март |
«Геометрическое лото». «Загадки и отгадки». |
«Почему они вместе?». «Что кому нужно?». |
«Истории из мешка».
|
«Запомни картинки». |
|
Апрель |
«Сделай так же». «Из каких фигур составлено?». |
«Что общего и чем отличаются?». «Какое слово отличается от других?». |
«Каждый добавит по предложению». |
«Повтори слова».
|
«Какого предмета не хватает?. |
Май |
«Сделай заплатку». «Подбери недостающие части». |
«Закончи предложение» «Что сначала, что потом?». |
«Твоё имя похоже на». |
«Какие картинки?».
|
«Не пропусти». |
Перспективное планирование использование дидактических игр для развития
познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности
от 5-ти лет до 6-ти лет.
Месяц |
Восприятие |
Мышление |
Воображение |
Память |
Внимание |
Сентябрь |
«Разные дома». «Какие предметы спрятаны в рисунках». |
«Разноцветные цепочки». «Мы шофёры». |
«Угадай кто я?». «Продолжи рисунок». |
«Добавь слово».
|
«Что изменилось?» |
Октябрь |
«Найди различия». «Найди предметы». |
«Сочиняем сказку». «Общий признак». |
«Придумай игру».
|
«Нарисуй по памяти картинку» |
«Найди отличия». |
Ноябрь |
«Цвета». «Положи в корзину». |
«Найди сходство». «Цепочка слов». |
«Укрась слово». |
«10 слов». |
|
Декабрь |
«Из каких фигур составлен рисунок?». «Найди предмет одной формы». |
«Почему они вместе?». «Назови, одним словом,». |
«Использование предметов».
|
«Расставь точки».
|
«Найди предмет, не похожий на другие». |
Январь |
«Кто чем занимается?». «Назови три предмета». |
«Представь будто...». «Выполни движения». |
«Найди ошибки». |
«Звери, птицы, рыбы». |
|
Февраль |
«Сравни предметы». «Подбери недостающие части». |
«Похож - не похож». «Сравни картинки». |
«Составь предложение».
|
«Пары слов». |
«Самый наблюдательный». |
Март |
«Найди предмет одного цвета». «Помоги найти тень». |
«Найди отличия». «Сравни предметы». |
«Составь предметы из фигур».
|
«Что у кого было?». |
|
Апрель |
«Кто наблюдательней? » «Дорисуй узоры». |
«Сложи предмет фигурами». «Подбери слово». |
«Составь загадку».
|
|
«Лабиринт». |
Май |
«Найди спрятанных зверей». «Найди двух одинаковых». |
«Звёзды на небе». «Стройка». |
«Придумай слова».
|
«Вспомни картинку».
|
«Животные». |
Перспективное планирование использование дидактических игр для развития познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности
от 6-ти лет до 7-ми лет.
Месяц |
Восприятие |
Мышление |
Воображение |
Память |
Внимание |
Сентябрь |
«Подбери деталь».
|
«Отвечай поскорей». |
«Сказки». «Буквы». |
«Узнай предмет». «Делай, как я». |
«Лишний». |
Октябрь |
«Признаки». |
«Подбери картинку». «Веселые человечки». |
«Следы». «Художники». |
«Повтори слова».
|
«Живая - неживая природа». |
Ноябрь |
«Посуда разбилась».
|
«Что кому нужно».
|
|
Новый календарь».
|
«Найди сам».
|
Декабрь |
«Бусы». |
«Подбери слово». |
«Новое применение». |
«Назови предметы». |
«Найди отличия». «Что изменилось». |
Январь |
«Какие предметы ты видишь». «Из каких фигур состоят рисунки?». |
«Ассоциации». «Что было, а что будет?». |
«Аппликации». «Письмо». |
«Пары». «Волшебный мешок». |
«Найди предмет, не похожий на другие». «Лабиринт». |
Февраль |
«Дорисуй узоры». «Геометрическое лото». |
«Наоборот». «Подбери слово». «Сравни в уме». |
«Школа». «Незаконченная картина». |
«Откуда отрывок». «Закончи». |
«Самый наблюдательный». «Не зевай». |
Март |
«Расскажи о..». «Найди и раскрась». |
«Объясни, зачем». «Загадки и отгадки». |
«Сочиняйте истории». «Новые предметы». |
«Добавь слово». «Нарисуй по памяти картинку». |
«Будь внимателен». «Соблюдай правила». |
Апрель |
«Найди предмет на букву». «Найди ошибку». |
«Звезды в небе». «Разные сказки». |
«Чудесные превращения». «Пантомима». |
«Расставь точки». «Повтори слова». |
«Зеркало». «Буквы». |
Май |
«Сравни предметы». «Делим на части». |
«Угадай, как нас зовут?». «Что делают?». |
«Точки». «Что было бы. если...». |
«Назови предметы». «Найди сам». |
«Что мы слышим?». «Исправь ошибки». |
Работа с родителями.
Семья имеет важное значение в развитии познавательных способностей ребенка.
Лучше всех помочь малышу могут именно его родители, поскольку они знают своего ребенка лучше, чем кто-либо. Наблюдение за особенностями поведения малыша в быту могут, в свою очередь стать ценной информацией для педагога. Взаимодействие взрослых и детей будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности маленького человека. Задача педагога состоит в том, чтобы объяснить родителям особенности развития и поведения ребенка.
Месяц |
3 – 4 лет. |
4 – 5 лет. |
5 – 6 лет. |
6 – 7 лет. |
Форма работы. Тема. Цели. |
||||
Сентябрь |
1. Родительское собрание. «Познавательно - речевое развитие дошкольников» - привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии познавательно – речевых способностей. 2. Консультация «Развитие познавательных способностей детей в дошкольном возрасте». Консультирование родителей о развитии познавательных способностей детей и их значении в дальнейшем развитии ребёнка. |
Родительское собрание. Анкетирование родителей. «Развитие познавательных способностей дошкольников». «Знаете ли вы своего ребёнка?». Привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в. развитии познавательных способностей. Анализ информации о воспитанниках и их семьях. |
Родительское собрание. Консультация «Развитие познавательных способностей детей в старшем дошкольном возрасте». «Все о компьютерных играх». Привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии познавательных способностей. Консультирование родителей о правильном подборе обучающих компьютерных программ для ребенка, направленных на развитие познавательных способностей детей. |
Родительское собрание. Анкетирование родителей. «Что должен знать ребёнок 6 – 7 лет». «Какой вы родитель?». Привлечение родителей к. образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка. Анализ информации о воспитанниках и их семьях. |
Октябрь |
Консультация. Информация для папок-передвижек «Развитие восприятия у детей от 3-х до 4-х лет». «Играем с мамой и папой». Разъяснить, как правильно организовать окружающую среду для развития восприятия детей данного возраста. Предложить родителям игры, которые направлены на развитие познавательных способностей детей. |
Консультация. Обыгрывание- обучение «Рассказывание и предсказывание!». «Домашняя игротека». Консультировать родителей о том, как развивать у детей умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику. Предложить родителям игры с мячом для развития речи и мышления. |
Консультация. Информация для папок-передвижек «Развитие восприятия у детей от 5-ти до 6-ти лет». «Как отвечать на детские вопросы?». Разъяснить, как правильно организовать окружающую среду для развития восприятия детей данного возраста. Повышение педагогической культуры родителей |
Консультация. Обыгрывание- обучение «Мышление ребёнка 6- 7 лет». «Домашняя игротека». Разъяснить значение развития мышления и предложить родителям несколько игр, в которые они могут поиграть с ребёнком. Предложить родителям игры для развития внимания детей. |
Ноябрь |
Информационное сообщение. Оформление информационного стенда «Компьютер – польза или вред». «Телевизор или книга?». Консультирование родителей о правильном подборе обучающих компьютерных программ для ребенка, направленных на развитие познавательных способностей детей. Объяснить необходимость чтения книг для развития ребёнка. Предложить родителям определенный список произведений для совместного чтения с ребенком. |
Информационное сообщение. Оформление информационного стенда «Совершенствуем внимание и память ребенка». «Семейный досуг без телевизора!». Познакомить родителей с приёмами и играми способствующими развитию памяти и внимания. Объединить родителей и детей на коллективной забаве. Дать почувствовать всем теплоту, и важность каждой минуты, проведённой с ребёнком. |
Информационное сообщение. Оформление информационного стенда «Все о компьютерных играх». «Как сделать путешествие в автомобиле интересным?». Консультирование родителей о правильном подборе обучающих компьютерных программ для ребенка, направленных на развитие познавательных способностей детей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
Информационное сообщение. Оформление информационного стенда «Совершенствуем внимание и память ребенка 6-7 лет». «Чаще задавайте вопросы детям». Познакомить родителей с приёмами и играми способствующими развитию памяти и внимания. Повышение педагогической культуры родителей. |
Декабрь |
Индивидуальная работа. Информация для папок-передвижек «Я воспитанный!». «Развитие мышления у детей от 3-х до 4-х лет». Разъяснение необходимости коррекции поведения детей в различных ситуациях: в гостях, в садике, дома, на улице. Предложить некоторые приёмы. Разъяснить, значение развития мышления и предложить родителям несколько игр, в которые они могут поиграть с ребёнком. |
Памятка для родителей. Информация для папок-передвижек «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста». «Развитие у ребёнка уверенности в себе через игру». Повышение педагогической культуры родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей |
Индивидуальная работа. Информация для папок-передвижек «Я воспитанный!». «Развитие мышления у детей от 5-ти до 6-ти лет». Разъяснение необходимости коррекции поведения детей в различных ситуациях: в гостях, в садике, дома, на улице. Предложить некоторые приёмы. Разъяснить значение развития мышления и предложить родителям несколько игр, в которые они могут поиграть с ребёнком. |
Памятка для родителей. Информация для папок-передвижек «Возрастные особенности детей 6-7 лет». «Что надо знать о своём ребёнке». Повышение педагогической культуры родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
Январь |
1 Консультация. «Игра – средство развития ребёнка». Разъяснить, как правильно должны реагировать родители на просьбу ребенка поиграть. Консультировать том, как не переборщить с количеством игрушек. |
1 Консультация. Памятка для родителей. «Роль родителей в развитии познавательных способностей». «Об организации познавательного общения в семье!». Объяснить значимость родительского внимания и участия в развитии ребёнка. Повышение педагогической культуры родителей. |
1. Консультация. «Создание предметной среды для развития познавательных способностей». Информирование родителей о том, что необходимо иметь дома для познавательного развития ребёнка. |
1 Консультация Памятка для родителей. «Как научить?». «Развитие познавательных способностей у детей 6-7 лет». Объяснить значимость родительского внимания и участия в развитии ребёнка. Повышение педагогической культуры родителей. |
Февраль |
Оформление информационного стенда. Консультация. «Развивающая среда». «Развитие памяти детей дошкольного возраста». Информирование родителей о том, что необходимо иметь дома для познавательного развития ребёнка. Консультировать родителей о том, как развивается память у детей дошкольного возраста. |
Оформление информационного стенда. Консультация. «Чаще задавайте вопросы детям». «Развитие мышления у детей от 4-х до 5-ти лет». Повышение педагогической культуры родителей. Разъяснить, значение развития воображения и предложить родителям несколько игр, в которые они могут поиграть с ребёнком.
|
Оформление информационного стенда. Консультация. «Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет». «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей. Повышение педагогической культуры родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей |
Оформление информационного стенда. Консультация. «Скоро школа». «Моделирование в развитии познавательных способностей старших дошкольников». Повышение педагогической культуры родителей. Разъяснить, значение моделирования в развитии познавательных способностей и предложить родителям несколько игр, в которые они могут поиграть с ребёнком. |
Март |
Индивидуальная работа. Консультация. «Играйте вместе с детьми – это улучшит взаимоотношения». «Развитие внимания детей дошкольного возраста». Разъяснение необходимости игры вместе с родителями для становления гармоничной личности ребёнка. Консультировать родителей о том, как развивается внимание у детей дошкольного возраста. |
Памятка для родителей. Консультация. «Играем по дороге домой». «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». Предложить родителям словесные игры, которые можно использовать по дороге домой и в других случаях. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
Индивидуальная работа. Консультация. «Играйте вместе с детьми – это улучшит взаимоотношения». «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста». Разъяснение необходимости игры вместе с родителями для становления гармоничной личности ребёнка. Консультировать родителей о том, как развивается внимание у детей дошкольного возраста. |
Памятка для родителей. Консультация. «Поиграем, мама?». «Подготовка руки к письму». Предложить родителям словесные игры, которые можно использовать по дороге домой и в других случаях. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
Апрель |
Информация для папок-передвижек. Фото - выставка «Как привить ребёнку дисциплину». «Играем всей семьёй». Предложить родителям определенный список приёмов. Представить фото – отчёт семьи о совместном времяпровождении за игрой дома. |
Информация для папок-передвижек. Фото - выставка «Как учить стихи дома». «Играем- развиваемся». Реализация единого воспитательного подхода при заучивании стихотворений. Представить фото – отчёт родителям о том, как проводят время дети в детском саду
|
Информация для папок-передвижек. Фото - выставка «Загадки как средство развития мышления дошкольников». «Тише, у нас занятия». Разъяснить значение загадки в развитии мышления детей дошкольного возраста. Представить фото – отчёт родителям о том, как проходят занятия в детском саду. |
Информация для папок-передвижек. Фото - выставка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познанию». «Мы спортсмены». Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Представить фото – отчёт родителям о том, как проводят время дети в детском саду. |
Май |
1. Родительское собрание. «Наши достижения!». Рассказать родителям о достижениях и победах детей. Организовать выставку работ и поделок детей. |
Родительское собрание. Консультация «Наши достижения!». «Прогулки – источник мысли». Рассказать родителям о достижениях и победах детей. Организовать выставку работ и поделок детей. Предложить родителям использовать прогулку как средство умственного развития, предложить определенные приёмы. |
Родительское собрание. Оформление информационного стенда «Наши достижения!». «Семейный досуг без телевизора!». Рассказать родителям о достижениях и победах детей. Организовать выставку работ и поделок детей. Объединить родителей и детей на коллективной забаве. Дать почувствовать всем теплоту, и важность каждой минуты проведённой с ребёнком. |
Родительское собрание. Консультация «Наши достижения!». «Дети наше повторение». Рассказать родителям о достижениях и победах детей. Организовать выставку работ и поделок детей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
В некоторых семьях преобладает форма воспитания, которая акцентирует внимание на том, что должен сделать ребенок исходя из представлений взрослого, оставляя в стороне его мотивы и
интересы, сам процесс его деятельности. Тогда опыт ребенка складывается из целого ряда конечных результатов, а не путем развития его активности, его познавательных способностей. интересы, сам процесс его деятельности. Тогда опыт ребенка складывается из целого ряда конечных результатов, а не путем развития его активности, его познавательных способностей.интересы, сам процесс его деятельности. Тогда опыт ребенка складывается из целого ряда конечных результатов, а не путем развития его активности, его познавательных способностей.
Для успешной реализации программы разработан план работы с родителями, рассчитан на период с сентября по май.
Используются следующие формы работы с родителями:
- родительские собрания 2 раза в год о развитии познавательных способностей дошкольников, а также включение в повестку других собраний сообщений по данной теме;
- консультирование посредством расположения информационных материалов в уголке
для родителей 2 раза в месяц;
- индивидуальное или групповое консультирование по результатам диагностики – 2 раза
в год (сентябрь, май);
- индивидуальное консультирование по запросам родителей (законных представителей);
- просмотр родителями открытых занятий и режимных моментов в рамках проведения
Дня открытых дверей – 2 раз в год;
Также взаимодействие родителей и педагогов проходит в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
- неформальных бесед, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
- участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми.
Игры для развития познавательных способностей дошкольников.
Игры для детей от 3-х лет до 4-х лет:
«Что это такое?».
Цель: Учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.
Материал: Картонные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры: Дети встают в круг, а воспитатель говорит, что сейчас они будут придумывать, на что похож тот предмет, который им покажут. Воспитатель показывает детям один из цветных кружков и кладёт его в центр. Затем предлагает подумать, на что похож этот кружок, и ответить по очереди. Отвечает тот ребёнок, которому воспитатель бросит мяч. Он ловит мяч и говорит, на что похож кружок. Например, красный кружок может быть похож на помидор, цветок, праздничный флажок и т.д. ответы не должны повторяться. Далее педагог показывает детям круг другого цвета и ирга продолжается.
В следующий раз можно показать две полоски разной длины и ребята также по очереди будут говорить, на что это похоже. Воспитатель отмечает оригинальные ответы.
«Украсим ёлочку!».
Цель: Развивать восприятие и наглядно-образное мышление. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого цвета из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Материал: Планшет с изображением ёлочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого спектра) из цветной бумаги.
Ход игры: Детям воспитатель раздаёт силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки.
«Дети, - говорит воспитатель, - давайте вспомним, на какой праздник к нам приходит ёлочка. Чем мы её украшаем? Деду Морозу, который был на нашем новогоднем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи и пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую ёлочку. Давайте украсим её игрушками. У каждого из вас - игрушки определённых цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдёт к ёлочке и повесит игрушку на ёлочку. Остальные наблюдают, правильно ли выполняется задание.
Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на свои игрушки, определить их цвет, «сначала повесим на ёлочку красные игрушки». - говорит педагог. Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ёлку. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание. Воспитатель просит назвать цвет игрушки, которую повесили другого ребёнка. За красными встают оранжевые, желтые, зелёные, синие, фиолетовые.
«Распутай путаницу».
Цель: Развивать мышление и воображение детей. Учить правильно описывать расположение предметов.
Материал: Игрушки, посуда, мебель, овощи, фрукты (муляжи). Ход игры: воспитатель говорит, что они сегодня будут играть в интересную игру. Надо быть очень внимательными и угадать, что не правильно, запутанно. Далее дети отворачиваются, а воспитатель на столе создаёт смешные, невероятные ситуации. Воспитатель напоминает, что надо быть очень внимательными. Дети замечают путаницу, смеются непривычному сочетанию игрушек. Сначала они должны сказать, где путаница, а потом как должно быть.
Начинайте с простого, например, уложить куклу спать под кровать, машина летает и т.д.
При повторении игры роль ведущего можно поручить кому-нибудь из детей менять путаницы по указу воспитателя. Войдя во вкус, дети по очереди создают путаницу, стремясь придумать самый невероятные ситуации. Рекомендуется использовать комические стихи, загадки
«Зоопарк».
Цель: Развивать наглядно-образное мышление и память. Учить описывать животных по памяти.
Материал: Игрушки - животные средних размеров, естественной окраски (5-7 штук).
Ход игры: Воспитатель сообщает, что к детям приехал зоопарк. Здесь много разных животных: слон, крокодил, обезьяна и т.д.
«Сейчас я буду выводить животных на прогулку, - продолжает педагог, - и вы сможете на них полюбоваться, кого вывести первым: слона, жирафа, зебру?» Дети называют животное. Воспитатель идёт за ним, но выводит другое животное, например, вместо зебры - жирафа. При этом утверждает, что это зебра. Дети замечают ошибку и говорят об этом воспитателю. «Ребята помогите мне я забыла, как она выглядит, опишите её». - говорит педагог. Дети описывают, а педагог задаёт вопросы, в том числе и провокационные, например, «Вспомнила! Зебра пятнистая? Ростом со слона? С хоботом? «Когда дети правильно описывают животное, педагог выводит того, кого хотели видеть дети. При этом повторяет её характерные особенности: «Полосатая, с красивой гривой, гибкой шеей и т.д.»
После того как все животные были выведены на прогулку, педагог просит вспомнить как называются детёныши у этих животных.
Игры для детей от 4-х лет до 5-ти лет:
"Где живёт?".
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
-Где живёт медведь? В лесу, в зоопарке, в мультфильмах, в фантиках конфетных.
-Где живёт собака? В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.
- Где живёт подорожник? На дорожке раздет, на лужайке и в поле, в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит он в животике у меня был.
-Где живёт гвоздь? В столе, на фабрике, у папы в гараже, в ящике для инструментов, на стене, в стуле. В моем ботинке!
-Где живут вежливые слова? В книге, в песне. В хорошем человеке.
-Где живёт радость? У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.
- Где живёт зло? В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху, в милиционере, в человеке – он может быть злым.
- Где живут жидкие человечки? В стакане с водой, в человеке, в крови его. В аквариуме. В луже. В реке.
- А где могут жить газообразные человечки? В воздухе, в нашей группе, в резиновой игрушке, в бутылке с лимонадом, в человеке, в лампочке.
- В каких словах живёт буква "А"? Мама, лиса, азбука, акварель…
-Где живёт звук? В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поест или кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…
- В каких предметах нашей группы живёт прямоугольник? В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок), в каблуке.
-Где живёт грустная мелодия? В песне, в вальсе, в мультфильме, в сказке.
-Где живёт красная краска? В зеленной, в фиолетовой, в огне, в осеннем листочке, в моих бантиках.
"Хорошо - плохо".
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
-Человек изобрёл огонь. Огонь - это хорошо, почему? От него становиться тепло. Папа разведёт костер, будет весело. Плохо, почему? Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
-Листопад - это хорошо? Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. Плохо: не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
-подвижная, ритмичная музыка хороша чем? Под неё можно делать гимнастику, двигаться, она созидает радостное, бодрое настроение. Что плохого в бодрой ритмичной музыке? Если плохое настроение или человек болеет, эта музыка будет раздражать, и ещё больше ухудшиться настроение.
«Придумай сам».
Цель: развивать наглядно-образное мышление. Учить детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.
Материал: Набор предметов, например, брусок, палочка, конус, пластмассовый шарик, полый цилиндр, колечко (можно от пирамидки). Картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов (по 4 картинки). Цвет, размеры могут быть произвольными: санки, одёжная щётка, мыло, автобус - брусок; карандаш, удочка, нож, ложка - палочка.4 ракета, морковь, ёлочка. Пирамидка - конус; яйцо, яблоко, воздушный шар, мячик - шарик; бутылки, ваза, стакан, напёрсток - цилиндр;
кольцо, бублик, колесо, пяльцы - колечко.
Ход игры: Дети усаживаются вокруг стола, каждый ребёнок получает какой-либо
предмет. «Ребята у вас есть предметы, а у меня картинки. Ваши предметы похожи на картинки, - говорит педагог, - я буду показывать картинку, если она похожа на ваш предмет, вы об этом говорите». Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?» Ребенок, имеющий палочку, отвечает: «У меня» - и показывает, как рисует карандашом. Педагог отдает ему картинку. Затем продолжает: «Кто может со своим предметом поиграть как с мячиком?». Ребенок, имеющий шарик, показывает, как он это может сделать. Он тоже получает картинку с изображением мячика.
Точно так же воспитатель обыгрывает остальные предметы, давая возможность каждому ребенку 3-4 раза увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками. В конце игры педагог хвалит детей.
Игры для детей от 5-ти лет до 7-ми лет:
"Мои друзья".
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кoгo либо. Дети определяют ктo они (дерут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, a не подходить.
Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
Ход игры:
-Я - ковёр - самолёт. Мои друзья - это то, что умеет летать. (Образ самолёта, птицы, комара, космической ракеты, листочка, пёрышка.) А как летает пёрышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь кo всем детям.
-Мои друзья - это то, что может говорить. (образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы)
-Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире. (образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча).
-Мои друзья - это то, что может перевозить грузы. (выбрали машину, трактор, поезд,
корабль).
-Мои друзья - это то, что умеет жужжать. (образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения: ж-ж-ж.)
-Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце). (со словами: рак, воробей, фары)
- Я - солнце. Мои друзья - это тёплые краски, которые живут в ваших образах. (дети цветка, огня)
-Мои друзья - это то, что умеет рисовать. (Карандаш, кисти, палец руки, акварель, веточка, палочка)
-Мои друзья - это то, что умеет дышать. (птицы, рыбы, то есть объектов природного мира живой системы)
-Мои друзья - это то, что умеет издавать звуки. (образ реки, птицы, ветра)
-Мои друзья - это то, что может превращаться из жидкого состояния в твёрдое. (образ воды (она замерзает при низкой температуре), яйцо (оно на сковородке сначала жидкое, a потом твёрдое), капельки воды в воздухе (они при морозе превращаются в инеи).
-Мои друзья - это то, что умеет превращаться в газообразное состояние. (образ воды в чайнике, в самоваре)
-Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. (зонт и дождь)
В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют.
К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола.
-Мои друзья - это те, ктo живёт в лесу и умеют быстро бегать. (Лиса, волк)
-Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку. (Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь)
Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии. (Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер)
-Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком. (Огурец, подсолнух, тыква, дыня)
" Чем был - чем стал".
Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), a дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-oй вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, a дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
-Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины, стеклянный стол, стеклянные бусы, стёкла в очках, бывают стеклянные люстры, a в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кoгo так можно сказать? Так можно сказать, про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у неё из острых осколков.
-Телевизор. Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, a внутри телевизора много железных деталей.
-Было семечком, a стало? Стало ростком.
- Было головастиком, a стало? Лягушонком.
-Был дождь, a стал? Вода впиталась в землю, a часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
-Было деревом, a стало…Чем может стать дерево? Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой…
-Это было раньше маленьким, a стало большим. Человек был маленьким ребёнком, a стал взрослым и высоким.
-Это было раньше большим, a стало маленьким. Конфета, когда ee едят становиться маленькой; самолёт, когда рядом стоит кажется очень большим, a, когда улетает - становиться все меньше и меньше.
-Было раньше тканью, a стало… Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…
-Это раньше было акварельными красками, a стало… Стало рисунком, картиной, кляксой,
пятном…
«Лишнее слово».
Цель: Развивать мышление детей и внимание. Умение назвать лишнее слово и объяснить
свой выбор.
Ход игры:
- щука, карась, окунь, рак;
- ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;
-Саша, Коля, Маша, Лена, Егоров; -ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;
-заяц, лось, кабан, волк, овца;
-ухо, лицо, нос, рог, глаз;
-рысь, медведь, тигр, кошка, лев; -змея, паук, ящерица, дерево, улитка;
-мяч, коньки, качели, клюшка;
- гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;
-диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;
-дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
-молоко, сливки, сыр, сало, сметана
«Объясни, зачем».
Цель: Упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинные связи между
явлениями
Ход игры: Воспитатель объясняет правила. Сказав предложение «Я надела теплую шубу, чтобы...», нужно закончить это предложение. Дети дополняют: «Чтобы было тепло. Чтобы пойти гулять. Чтобы не замерзнуть». Воспитатель заранее подготавливает ряд предложений, например, «Мы не пошли на прогулку, потому что... Мы зажгли свет, потому что... Дети надели панамки, потому что... Полили рассаду, потому что...» и т. д. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.
«ЧТО КОМУ НУЖНО?»
Цель: Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть
предметы, необходимые людям определенной профессии.
Ход игры: Воспитатель: «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессии, а вы скажете, что нужно для этой работы». Воспитатель говорит: «Сапожник!» Дети отвечают: «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка». Воспитатель называет профессии, знакомые детям: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, летчик, повар и др.
Можно предложить другой вариант: воспитатель называет предметы труда, а дети называют профессию.
Методическое обеспечение программы
В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются: - мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);
- шнуровки для развития тактильной чувствительности, пуговицы, крупные бусины;
- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);
- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;
- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;
- настольно-печатные игры.
Список литературы
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение 1992г.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. Для воспитателя дет. сада - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991г.
3.Введение в психологию/под ред. А.В.Петровского - М.: «Академия» 1996г.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся пед. уч- щ. - М.: Просвещение 1980г.
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
6. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение 1988г.
7. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей//Дошкольное воспитание №9-10 1992г.
8. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей//Дошкольное воспитание № 2 1995г.
9. Дорофеева Н.В. Умственное развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Компания Спутник 2005г.10. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения - Ростов Н/Д: Феникс. 2005г.
11. Игра дошкольника/под ред. С.Л.Новоселовой - М.: Просвещение 1989г.
12. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение 1982 г.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.: издательский центр «Академия» 1997г.
14. Н.В.Глуховеря. Познавательная деятельность и ее особенности//Дошкольное воспитание № 11 1976г.
15. Развиваем логическое мышление//Дошкольное воспитание № 8 - 2005г.
16. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль 1997г.
17. Т. Куликова О воспитании у детей познавательных интересов//Дошкольное воспитание № 9 1976г.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних пед. уч. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия» 1997